Украинское народное творчество

Петриковская роспись

        Мастера петриковской росписи. Часть 4.

Самыми заметными художественными фигурами этого поколения являются Федор Панко и Василий Соколенко которые в течение многих лет возглавляли промысел, плодотворно творчески работали и преподавали. В отличие от мастериц-ровесниц, которым присуща в творчества камерная интонация, они активно расширяли сферу применения рисования, первыми овладевали новые техники и технологии, вводили и обрабатывали новые темы, образы, мотивы, экспериментировали в области художественно-выразительных средств.
Ф. Панко Декоративная роспись 1970 г. Ф. Панко Синяя птица 1984 г.Ф. Панко Мамина вишня в садуВ.Ф. Панко Синяя птица 1989 г.Ф.С. Панко Хозяин сельского двора 1981 г.
Тем не менее по характеру мировосприятия и художественного одаренности эти очень разные художники. С 1958 года Ф.Панко преподает композицию петриковского орнамента в петриковском филиале Днепропетровской детской художественной школы. Ученики, которые закончили эту школу, большей частью работали художниками на фабрике "Дружба" или на Днепропетровском художественно-производственном комбинате. Ф.Панко работал также и в области стенописи. В 1962 году он возглавил бригаду петриковских мастеров, которые под его руководством и за его эскизами расписали интерьеры петриковской столовой, а более поздний - фойе Дома культуры в селе Хорошем и проходная на фабрике "Дружба" в Петриковке. Много времени посвятил мастер педагогической деятельности. На фабрике "Дружба" работали художниками также такие мастера среднего поколения петриковцев, как Евдокия Клюпа, Анна Данилейко, Иван Завгородний.

В 1970 году при Днепропетровском художественно-производственном комбинате была созданная бригада мастеров-надомников, которую возглавил Ф. Панко. В ней работали Г.Исаева, Н.Шулик, М.Шишацька, 3.Кудиш и прочие. Всех их объединяет общая художественная школа -они учились в свое время в Т.Паты, тем не менее каждого из них сохранил в росписях индивидуальный вкус, любимые орнаментальные мотивы и цветную гамму. Ф.Панко много и плодотворно работал над поисками новых сюжетов и форм подлаковой росписи. Так, он расписал замечательными цветами тарелку с надписью "Хвала рукам, которые пахнут хлебом", где роспись осуществлена на теле естественно дерева без шпаклевки и грунтовки. Экспансивная виртуозность, перенятая от Федора Панко его многочисленными учениками и последователями, была доминирующей тенденцией в рисовании 1970-х лет. Погоня за внешними эффектами постепенно приводила к потере художественной образности и "материальности" произведений, которые оборачивались или сплошным абстрактным фантазийным кружевом или на иллюстрациями песен, поэзий, сказок и т.п. с элементами "граничного" рисования. Это ощущала петриковская молодежь, которая пришла работать в 1970-х годах, и которая, в конце концов, будто "вспомнила" давнюю локальную традицию. Так, в конце 1970-х - начала 1980-х годов появились кое-что отличные от общей стилистики произведения Андрея и Марии Пикушив и их учениц Елены Зинчук и Наталки Рыбак. Фактически по смыслу то были художественные декларации благосклонности к традиции, а по форме - своеобразные реминисценции композиций старших рисовальщиц, которые в особенности заметны в сравнимые образцов, которые экспонировалось на разнообразных выставках.

Следующие художники Вера Тезик, Нина Турчин, Людмила Шулик, Владимир Глущенко, Анатолий Чорнуський, Федор Клешня, Надежда Кошляченко, Мария Поваренок, Мария Бельмас, Тамара Кудиш, Мария Портной и Нина Кириненко.
В. Глущенко Петух в цветах 1987 г. Т.Г. Кудиш Колобок 1990 г.
наследовали лучшие черты петриковского орнамента, принимали участие в областных и республиканских художественных выставках. Общими чертами их творчества есть разнообразие сюжетов и орнаментальных мотивов. Мастера пишут сказочные и декоративные панно, букеты из традиционных цветов в новой интерпретации, тематические панно, посвященные юбилейным датам и прочие. Относительно композиционной структуры, то новым в их произведениях является динамическое расположение главных элементов по диагонали. Кроме сложных тональных отношений основных и дополнительных цветов, часто встречается теплая или холодная цветная гамма. В отдельных случаях появляются и нейтральные (серые и черные) тоны живописи. Относительно техники выполнения, то она отмечается большим разнообразием приемов и привычек, применением темперы, гуаши и масляных красок.

Интересным явлением является также появление психологических элементов в сюжетных росписях, где с теплым народным юмором передано расположение духа героев. Своеобразным образцом творческого решения стал триптих, посвященный 50-летию Октябрьской революции, созданный Т. Кудиш. Сложный сюжет, образы рабочего и крестьянина, по-новому трактованные традиционные цветы (цветок-реторта, цветок-электролампочка) свидетельствуют о том, что художница удачно связала современность со старинным народным искусством. Любовно сохраняя традиционные мотивы и композиционные схемы декоративной росписи петриковцы развивают и обогащают его новыми элементами, их органическое соединение с традиционным растительным орнаментом указывает на прогрессивную жизненную основу, заложенную в народном искусстве.

К 1970-х лет петриковское рисование приобрело официально организованной производственной формы. То, что обобщенно именовали "художественным промыслом", было системой предприятий под руководством Министерства местной промышленности и союза художников: цех подлаковой росписи на базе художественно-производственной артели "Вильна крестьянка", позднее реорганизованной в фабрику сувенирных изделий "Дружба"; а в 1970 году был основан еще и экспериментальный цех петриковской росписи Художественного фонда УССР. Это было качественно другое, в сравнении с давней традицией, явление.

Некоторое время оба направления - тот, что подражал достижениям новейшего художественного промысла, и "фольклористичний", - сосуществовали, что объективно было полезной для молодых художников, так как предоставляло возможности плодотворного взаимообогащения. Со временем подчеркнутая декларативность уступила место взвешенной умеренности, мастера "повзрослели", сформировались и утвердились их художественные индивидуальности, ведь рисование 1980 - начала 1990-х лет - ярчайший явление второй половины XX столетие, которое определяется, с одной стороны, разнообразием авторских позиций, а с другого - стабильно высоким техническим уровнем произведений. Именно поэтому так тяжело выделить из этой блестящей художественной когорты ведущих мастеров. Вспомним художников родившихся в 1940-х годах, Анатолия и Нину Чернуських, Анну Самарську, Веру Тезик, Нину Турчин; в 1950-х годах -Валентину и Лидию Статив, Андрея и Марию Пікушів, Наталку Рыбак, Елену Зинчук, Надежду Коваленко, Тамару Самец, Надежду Васильківську, Наталку Калюгу; в 1960-х годах - Марию Стативу, Ірину Назаренко, Татьяну Лапшин, Валентину Панко; в 1970-х годах - Валентину Капець.
Л.И. Статива-Булавин Птица счастья 1981 г. М.И. Статива Цвет степных трав 1986 г.М.И. Статива Утро 1986 г.
В конце XX столетие изменились функции традиционного петрикковского рисование. Оно утратило свою естественную "прикладность", то есть связь с крестьянской бытовой средой, и при новых условиях должно репрезентовать народное искусство как сувенир или как авторское произведение. Изменился и тип мастера, который обычно имел ту или другую форму специального образования, принимал участие в выставках, следил за общим культурным процессом и чувствовал себя художником декоративного искусства. Отсюда походит разнообразие художественных проявлений в поиске собственного "Я", характерная для послевоенной генерации.

С началом 1990-х лет мастера почти не рисуют на бумаге. Собственно, они создают композиции для больших художественных мероприятий и музеев, но, скорее, ради престижа, так как прожить из этого невозможно. Разрушение бывшей централизованной системы финансирования промысла и больших плановых закупок произведений заставило многих петриковцев искать новых рынков сбыта, предлагая возможному покупателю другие, более "прикладные" варианты рисования.

Однако с получением Украиной независимости началась новая волна возрождения украинского искусства. Но экономические трудность, которая возникли на пути становления украинской государственности, оказывали содействие некоторому упадоку многих народных промыслов. Ныне на первое место жизни выдвигает воспроизведение давних традиций, восстановление знаменитейших общин. И этот процесс уже происходит.

Традиции петриковской росписи распространились за границы села Петриковки. Достойными потомками петриковских мастеров явлются Тамара и Александр Вакуленки - жители Харьковщины.
Т. Вакуленко, О. Вакуленко 2000 г. Т. Вакуленко, О. Вакуленко 2000 г.

Назад     В начало раздела     Главная      Вперед

Украинская декоративная роспись
Используются технологии uCoz