Характерные
особенности петриковской росписи. Часть 2.
Петриковские мастера применяют для росписи на бумаге яичную темперу, в настенной
росписи - гуашь, яичную темперу и масляные краски на грунте, а на дереве преобладает
подлаковая роспись масляными красками.
Основными традиционными композиционными сюжетами петриковской росписи являются
декоративные панно, которые часто напоминают мануфактурные ковры XIX столетия,
"вазон","букет", отдельную "веточку"и "фриз" .
Эти виды композиций использовались в настенной росписи как компоненты архитектурного
декора интерьера. Характерной особенностью традиционной композиции, например,
петриковского "букета" есть расположение в его центре трех больших цветков,
из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочка и бутоны, которые
завершаются грациозно выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Цветное
решение такого букета всегда держится на основных акцентирующих пятнах (в
данном случае - на трех центральных цветах), которым ритмически отвечают -
перекликаются с ним - маленькие цветные пятнышки второстепенных элементов
композиции.
Для колорита традиционной петриковской росписи характерное контрастное соединение
основных и дополнительных цветов спектра, причем преобладают красные и зеленые
краски. Ныне петриковские мастера, которые имеют уже определенное художественное
профессиональное образование, часто выполняют свои композиции в теплой или
холодной гамме.
Интересно отметить, что пишут они от себя, а не к себе, как это делают, например,
хохломские мастера декоративной росписи.
Постепенно из петриковских крестьян выделилась группа полупрофессиональных
мастеров, которые расписывало не только интерьеры домов, а и сундуки, народные
музыкальные инструменты, сани, веялки, а в начале XX столетии начали делать
бумажные малевки.
Назад В
начало раздела Главная
Вперед