Характерные особенности петриковской росписи. Часть 1.
Обновление современной общественной жизни в Украине требует
формирования национально сознательных граждан. Особое значение приобретают
культура, искусство, собственное все то, что духовно возвеличивает человека.
В этих условиях следует задуматься, может ли существовать культура без национального
корня, без генетической памяти, без приобретенного в веках духовного наследства.
Во все времена в Украине традиционная народная культура играла роль национальной.
Поэтому сохранение народного творчества как формообразующей основы этнокультуры
- одно из основных задач современных украинцев.
Нынешний период развития декоративно-прикладного искусства Украины является
значащим в плане утверждения его социально-культурного потенциала. Творчески
наследуя традиции, художники привлекаются к общему руслу развития современной
культуры. Об эволюции народной росписи рассказывают разнообразные современные
выставки произведений народных мастеров Днепропетровщины, Ивано-Франковщины,
Киевщины, Львовщины, Полтавщины, Черкасщины, Харьковщины, Хмельнитчины, Херсонщины
и многих других, которые не только унаследовали лучшие художественные традиции,
а и обогатили этот вид искусства новой тематикой, современными орнаментальными
мотивами, изысканной палитрой красок.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.
Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.
Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, "лучка" или "кучерявки"). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют "папоротником", бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.
Назад В
начало раздела Главная
Вперед