Изучение
основ Петриковской росписи
Характерной особенностью петриковской росписи является то, что весь рисунок
росписи, будто развернут на плоскости стены, листа бумаги или декоративной
тарелки, имеет поверхностное изображение. При этом линии стеблей и ветвей
не пересекаются между собою, а многие элементы росписи (цветы, листья, ягоды
и т.п.) имеют силуэтное изображение, которое само собой подчеркивает декоративное
изображение росписи. Фигуры птиц, зверей, людей имеют большей частью контурное
изображение. Животных рисуют в профиль, а цветы - в анфас.
Выполняя пстриковские росписи, кисть, держат тремя пальцами перпендикулярно
к поверхности, которая расписывается. Это обеспечивает свободный мазок от
себя, от тонкой линии к утолщению, то есть, начиная из кончика кисти и заканчивая
нажимом на его основе. При выполнении росписей используют палец, палочку и
прочие средства.
Педагоги и художники, которые работают в этом жанре, находят новую тематику,
новые орнаментальные мотивы, творчески наследуя художественные традиции прошлого.
Теперь декоративную роспись используют в экстерьере и интерьере, в фарфоровой,
текстильной и полиграфической промышленности, создают оригинальные станковые
декоративные панно, широко применяют в предметах быта.
Большое значение украинской народной росписи состоит в эстетичном и художественном
воспитании детей в современной школе.
Немало педагогов, ученых, методистов, художников и искусствоведов изучали
и анализировали украинскую. народныую розпись. Их рекомендации сводятся, как
правило, к двум вариантам. Один из них - это свободная импровизация, выполнение
росписи сразу красками, а другой - выполнение подготовительного рисунка и
целого ряда подготовительных упражнений.
В.С.Кузин - известный русский методист, который много научных работ посвятил
изучению и методике преподавания изобразительного и декоративного искусства
в общеобразовательных школах и педагогических высших учебных заведениях, рекомендует
такую последовательность выполнения декоративного рисунка: "
-сбор материала, необходимого для выполнения декоративной росписи (листья
деревьев, репродукции, фотографии); "
-изучение объектов, формы которых должны воплотиться в декоративные формы
(листья, цветы, фрукты и т.п.); "
-выполнение нескольких вариантов декоративных элементов; "
-выполнение эскиза декоративного рисунка небольшого размера; "
-выполнение декоративного рисунка карандашом; "
-выполнение декоративного рисунка красками.
В широкоизвестной Петриковской школе учитель В. Соколенко, пылкий приверженец
обучение детей росписи с самого раннего возраста, убежденный в целесообразности
выполнения их сразу красками, с определением цветов и композиции.
А профессор Е.А.Антонович, который немало работал над исследованием в области
декоративного искусства, рекомендует последовательное изучение техники петриковской
росписи, достижение гавыков и привычек путем многоразового выполнения элементов
вплоть до основательного их усвоения.
Эти и прочие методы можно использовать в педагогической практике, но окончательный
выбор следует оставить за детьми, они сами определяют свой любимый метод рисования
декоративных композиций, Основное, чтобы методика учитывала возрастные психологические
особенности детей.
Индивидуальность в искусстве вообще явление довольно важное, а в декоративном
искусстве - в особенности.
Как известно, наши прославленные мастера декоративной росписи работали, применяя
собственные методы и технику. Часто они сам делали кисти, краски и прочие
принадлежности. Например, Екатерина Билокур начинала рисовать картину с одной
цветка и постепенно заполняла весь холст, а иногда, если этого холста не хватало,
она дошивала к нему дополнительные куски.
Совсем другой метод рисования у Прасковьи Хомы, которая сначала выполняла
очень точный контурный рисунок карандашом всей росписи, а потом выполняла
рисунок красками.
Обе художницы достигли вершин мастерства в своем творчестве. их талант высоко
оценен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Главным в искусстве, как и в любому другому ремесле, является целенаправленное
многоразовое повторение упражнений, которые станут основанием творчества.
.
Назад В
начало раздела Главная
Вперед