Федор
Панко - выдающийся представитель петриковской школы декоративной росписи
Главным центром украинской декоративной живописи, где сложилась своя школа,
является село Петриковка на Днепропетровщине. Рисунки петриковських мастериц
и мастеров - это импровизации выполнены легко и виртуозно, преимущественно
на белом фоне. Художники используют самодельные кисти, анилиновые, акварельные,
темперные или гуашевые краски, разбавленные на яичном желтке. Петриковская
роспись широко известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
На чем же основны приемы выполнения рисунка и средства, благодаря которым
достигается эмоциональная выразительность этих произведений? Выдающийся композиционный
принцип любого произведения - организация пространства. Относительно петриковской
росписи, следует подчеркнуть, что именно организация пространства играет здесь
главную роль, но ни в одном случае не механическое заполнение его. В произведениях
лучших мастеров петриковской росписи белый фон приобретает содержательность
и активность. Оно трактуется как одно из средств художественной выразительности,
значение которого далеко не ограничивается функцией подсвечивания краски и
усиление ее формы и звучности. Это, в сущности говоря, белый цвет, в котором
стебля и листья, цветы и бутоны именно "прозревают", а не просто нанизываются
на условную линию схемы. Отсюда и та удивительная техническая упругость "вазонов",
"бегунков", "букетов", которые как бы излучают жизненную силу, без какаго-либо
натурализма выражая своей красотой глубокие идеи постоянного движения природы,
суть вечных процессов воспроизведения. Композициям классической петриковской
росписи присуща равновесная масштабность мотивов относительно соседних элементов
и целого листа, четкий ладовый интервал (а не постепенная, едва заметная растяжка)
в нарастании размеров отдельных элементов, которая напоминает аккордовые созвучия
в народной диатонической музыке. Важная роль принадледжит гармоническому контрасту.
Острое чередуется с округлым, прямая линия - с волнистой, большие элементы
:- с мелкими и т.п., основные краски спектра сопоставляются с дополнительными.
Так, главная цветовая гамма классического петриковской росписи - красно-зеленая,
а побочная - желто-синяя. Средства выразительности очень лаконичные, зато
используются они в полную силу. Лишь из двух-трех первоэлементов (линия, оттиск,
пятно) получается многообразие мотивов, хотя в каждой отдельной работе их
количество также ограничено. И живая импровизация дает бесчисленное количество
вариантов.
Одним из ярчайший представителей прославленной петриківської никогда декоративной
росписи есть Федор Панко - художник талантливый и самобытный. Родился он в
селе Петрикрвка. С детства художник наблюдал красоту южной степи и обворожительность
и неповторимость народного искусства росписи. Подробно изучив традиционный
петриковскую роспись, мастер не ограничился лишь традиционными элементами,
он пристально изучает в натуре разнообразные растения и цветы и создает новые
орнаментальные мотивы: колоски разных злаков, цветы подсолнуха, горох, хмель,
пушистую головку одуванчика и т.п.. Беря из натуры формы реальных птиц - павлина,
петуха или фазана, он иногда объединяет отдельные элементы и создает образ
сказочной жар-птицы. Художник восхищается скромной и незаметной серой кукушкой
и часто рисует ее на веточке с ягодами красной калины - символом девичьей
красоты.
О способности автора изобразительными средствами создавать сложные психологические
сюжеты проговаривает серия живописных панно, выполненных темперой на картоне,
объединенных общей темой "Легенда про пстриковскую вишю". Интересно проследить,
как удачно осуществляет свой замысел художник, используя эмоциональное влияние
цветов в этой серии. Они то гармонично спокойные, тональные в сцене свидания
влюбленных, то тревожные, контрастные в картине, посвященной годам тяжелого
времени. А на последнем, заключительном панно серии, на синем, спокойно-величественном
фоне неба изображенна бело-красная петриковская вишня, выросшая на могиле
влюбленных. Она стоит, будто древнее дерево жизни, будто символ победы над
смертью. Такое образное освещение темы - безусловно, новое явление в искусстве
петриковцев.
Интересным явлением в творчества художника является разнообразие деревянной
посуды, росписью которого он продолжил традиции старинного петриковского искусства
и вместе с тем стал новым и современным. Это тарелки, декорированные орнаментом,
ложки, блюдо с писанками и т.п.. Следует заметить интересные технические поиски
мастера в этой области: Здесь тмеет место и подлаковая роспись, и роспись
темперой без лака, и специальный лак для столовой посуды. Со временем Федор
Панко все большее восхищался творчеством Тараса Шевченко, Олеся Гончара, украинскими
песнями, легендами, фольклором.
Он выполнил два портрета Т.Шевченко: на первом изобразил Великого Кобзаря
в шапке и кожухе на фоне красных цветов, а на второй - в вышитой рубашке среди
расцветших подсолнухов. Панно "Гайдамак" написано в красной гамме на фоне
красного дерева. В холодной зеленоватой тональности выполненное панно "Ревет
и стонет Днепр широкий" - своеобразный образец декоративного жанра. Интересным
своей пластичностью и ритмикой является декоративное панно "Журавли и подсолнухи".
В лирическом ключе раскрыты поэтические образы женщин из поэмы Кобзаря "Лилея"
и "Тополь". Портретами Т.Шевченко, органически связанными с цветочным орнаментом,
мастер украсил декоративную вазу и тарелку из дерева. Несколько декоративных
ваз Федор Панко расписал по сюжетами Шевченкових стихов - "Течет вода из-под
явора", "Сычи в роще перекликались" и т.п.. Даже бандуру художник расписал
по любимым сюжетом многих поэтических произведений Т Шевченко - "Кукушки на
калине". Ф. Панко попробовал использовать петриковскую роспись для оформления
интерьеров, а также других архитектурных сооружений.
Назад В
начало раздела Главная
Вперед