Параска
Хома - художница с Ивано-Франковщины
В западных областях Украины народная живопись не приобрела такого распространения,
как в центральное и южной Украине. Но сюжетно-декоративное рисование Прасковьи
Фомы - художницы с Ивано-Франковщины - обозначенно высоким профессиональным
уровнем художественного мастерства, яркой творческой индивидуальностью автора.
Процесс формирования творческой индивидуальности П.Фомы был сложным и продолжительным.
С детства она восхищалась рисованием и вышивкой. Вышивкой Прасковья Фома разукрашивала
бытовые вещи и одежда. Первые ее самостоятельные рисунки увидели мир в 1968
году. Это такие творческие композиции, как "Золотое лето", "Луки", "Солнце
сходит" и т.п..
Художница живое в селе, работает в поле, и потому одной из основ ее творчества
является ежедневное общение с природой, людьми и другими источниками, которые
питают творческое воображение художницы, - народными пересказами, легендами,
песнями, на которые так богата Гуцульщина, Свои композиции П. Фома объединяет
в серии, которые состоят из 10-15 мальовок и раскрывают определенный замысел
автора. Изображая окружающий мир, художница не идет путем натуралистического
копирования, она свободно и творчески осмысливает натуру, достигая символической
образности, большой художественной выразительности. Поэтическое творчество
народа, история родного края, не раз вдохновляла Прасковью Фому на создание
оригинальных сюжетных произведений.
Такой является ее "Бондаривна". Композиция произведения выполненная в виде
венка, внутри которого изображенная девушка-крестьянка в национальной одежде
Покутья XVIII ст. Творчество Прасковьи Фомы следует рассматривать как интерпретацию
современности, выраженную персонификацией изображаемых цветов, композиционным
порядком мальовок, символикой цветов. Синтез реального мира и оптимистичной
народной символики помогает автору раскрыть заложенное в произведении содержание.
Примером этого могут служить композиции "Новогодняя фантазия", "Жар-птица",
"Георгинвы", "Папоротник цветет". В особенности интересное последнее произведение.
Радость бытия, творческой работы ощущаются в мажорном звучании красно-вишневого
цвета фона. В большинства мальовок мастерица придерживает традиционной для
украинской народной живописи композиционной схемы вазона ("Цветы в корзине",
"Гвоздики в вазоне", "Ромашки") или дерева жизни ("Гвоздики в венке", "Цветы
в солнечный день"), но есть и композиции, подчиненные теме движения. Многочисленная
группа листьев воссоздает сюжеты известных в народе песен, сказок, поэтических
произведений. Сюда относятся такие композиции, как "Соловьиная песня", "Бархатцы",
"Ой вербиченько", "Любисток", "Лесная песня". Для них, как и для большинства
произведений народного искусства, характерна свободная симметрия, композиционная
уравновешенность, которая достигается ритмическим чередованием цветов. Живопись
художницы глубоко народна и вместе с тем ярко индивидуальный. Рисует П.Фома
акварельными красками, иногда использует зеленую тушь, разбавленную гуашью.
Сначала она делает карандашом набросок всей мальовки, а после выполняет ее
в цвету. Характер композиции, величина цветов, их форма и цвет раскрывается
автором в зависимости от темы произведения. Мастерица делает это виртуозно
и быстро, поэтому складывается впечатление, будто у нее в памяти вызрел готовый
эскиз всего рисунка, продуманный к наименьшим деталям, которые она механически
воссоздает на бумаге.
Назад В
начало раздела Главная
Вперед