Главная

1937  год  Букет астр     ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ. ТАТЬЯНА ПАТА.


Заслуженный мастер народного творчества Татьяна Якимовна Пата (1884-1976) - одна из известнейших мастериц петриковского художественного промысла. Ее творчество и деятельность как преподавателя школы декоративной росписи во многом определили лицо художественной Петриковки.

Судьба Т.Я. Пата совпала с судьбой наиболее выдающихся мастеров народного творчества начала XX ст., что вышли, обогащенные традицией, на широкое пространство авторских поисков. Широкое признание как мастера декоративной росписи пришло к Татьяне Пата на выставках народного украинского искусства в Киеве и Москве в 1936 г. Позднее вместе с другими петриковчанами она расписывает павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. С того времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных выставок.

Т. Пата уже в 1910-х годах показала себя оригинальным художником. Начав с традиционной петриковской мальовки, стенописи и росписи домашних вещей, позднее она одной из первых на Украине обращается к станковой декоративной графике. Т.Я. Пата в большой мерой присуще решение изобразительных замыслов средствами декоративной росписи. Тем не менее, за исключением листа "Мальчик и цветы", что вызовет определенные ассоциации с народным портретом - парсуною, у нее не встречаем мотивов с изображением человека.

Панно Т.Я. Пата - это своеобразные пейзажи и натюрморты. Уже в росписях 20-30-х лет традиционные "вазоны" и "букеты" превращаются у нее на калиновые и цветочные кусты с землей, травой, с птицей в густых ветвфх.


Жанровая многогранность мастера иногда приводила к определенной жанровой эклектике. Так, в композиции "Дерево с птицей, цветок и шиповник" дерево - обобщенный фольклорный образ, цветок с кудрявой листвой - из петриковской росписи, а ветвь шиповника - почти студийный этюд. Вообще, подобные поиски и определили своеобразность творческой манеры мастерицы.

Разнообразие художественных средств, техническая виртуозность, колористичное богатство превращают у Т.Я. Пата даже непритязательную ленту мальовки, что когда-то продавалась на ярмарках "на локоть", в роскошную, почти ренессансную гирлянду.


Но постоянно у Т.Я. Пата живое ощущение неразрывной связи искусства с вечным бытием пышной украинской природы. Она всегда помнит о ней, черпает в ней богатство форм и мотивов, не выгадывая чего-то искусственного, неорганического.

Поздняя Т.Я Пата - уже совсем своеобразный пейзажист. В ее любимом мотиве "птица на ветви" она отходит от помпезного великолепия панно 40-х годов и достигает беспредельно искренней простоты народной поэзии.

В последние годы творчество Татьяны Пата - это не только весомый вклад в развитие петриковского художественного промысла, а и образец неисчерпаемости богатых традиций, которые вдохновляют на новые шаги по пути их развития.

 
Т.Я. Пата
1928 год.
Т.Я Пата
Зеленый сундук
Фанера, масло



Т.Я. Пата
19 год.
Т.Я. Пата
Кукушка на калине
Бумага, яичная темпера



Т.Я. Пата
1949 год
Т.Я пата
Павлины среди цветов
Бумага, анилиновые краски



Т.Я. Пата
1926-1928 гг.
Т.Я Пата
Куст калины
Фанера, масло




Т.Я. Пата
1954 год
Т.Я Пата
Жар-птица на калине
Бумага, анилиновые краски
Т.Я. Пата
1937 год
Т.Я Пата
Букет астр
с. Котовка
Бумага, анилиновые краски



Т.Я. Пата
Около 1936 г.
Т.Я. Пата
Букет
Бумага, анилиновые краски




Т.Я. Пата
1931 год
Т.Я. Пата
Дерево с птицей, цветы, шиповник
Бумага, анилиновые краски






Т.Я. Пата
1937 год
Т.Я. Пата
Перец
Бумага, анилиновые краски




Т.Я. Пата
1956 год
Т.Я. Пата
Куст клубники
Бумага, анилиновые краски








Источник:Комплект открыток. Составители и авторы статьи: Лидия Ивановна Яценко и Виктор Яковлевич Соловьев.Киев. Мистецтво. 1982 г.
Используются технологии uCoz