ПЕТРИКОВСКАЯ
РОСПИСЬ. ТАТЬЯНА ПАТА.
Заслуженный
мастер народного творчества Татьяна Якимовна Пата (1884-1976) - одна из
известнейших мастериц петриковского художественного промысла. Ее творчество
и деятельность как преподавателя школы декоративной росписи во многом
определили лицо художественной Петриковки.
Судьба Т.Я. Пата совпала с судьбой наиболее выдающихся мастеров народного
творчества начала XX ст., что вышли, обогащенные традицией, на широкое
пространство авторских поисков. Широкое признание как мастера декоративной
росписи пришло к Татьяне Пата на выставках народного украинского искусства
в Киеве и Москве в 1936 г. Позднее вместе с другими петриковчанами она
расписывает павильон Украины на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
С того времени народная мастерица постоянная участница всесоюзных и международных
выставок.
Т. Пата уже в 1910-х годах показала себя оригинальным художником. Начав
с традиционной петриковской мальовки, стенописи и росписи домашних вещей,
позднее она одной из первых на Украине обращается к станковой декоративной
графике. Т.Я. Пата в большой мерой присуще решение изобразительных замыслов
средствами декоративной росписи. Тем не менее, за исключением листа "Мальчик
и цветы", что вызовет определенные ассоциации с народным портретом - парсуною,
у нее не встречаем мотивов с изображением человека.
Панно Т.Я. Пата - это своеобразные пейзажи и натюрморты. Уже в росписях
20-30-х лет традиционные "вазоны" и "букеты" превращаются у нее на калиновые
и цветочные кусты с землей, травой, с птицей в густых ветвфх.
Жанровая многогранность мастера иногда приводила к определенной жанровой
эклектике. Так, в композиции "Дерево с птицей, цветок и шиповник" дерево
- обобщенный фольклорный образ, цветок с кудрявой листвой - из петриковской
росписи, а ветвь шиповника - почти студийный этюд. Вообще, подобные поиски
и определили своеобразность творческой манеры мастерицы.
Разнообразие художественных средств, техническая виртуозность, колористичное
богатство превращают у Т.Я. Пата даже непритязательную ленту мальовки,
что когда-то продавалась на ярмарках "на локоть", в роскошную, почти ренессансную
гирлянду.
Но постоянно у Т.Я. Пата живое ощущение неразрывной связи искусства с
вечным бытием пышной украинской природы. Она всегда помнит о ней, черпает
в ней богатство форм и мотивов, не выгадывая чего-то искусственного, неорганического.
Поздняя Т.Я Пата - уже совсем своеобразный пейзажист. В ее любимом мотиве
"птица на ветви" она отходит от помпезного великолепия панно 40-х годов
и достигает беспредельно искренней простоты народной поэзии.
В последние годы творчество Татьяны Пата - это не только весомый вклад
в развитие петриковского художественного промысла, а и образец неисчерпаемости
богатых традиций, которые вдохновляют на новые шаги по пути их развития.
|