ПЕТРИКОВСКАЯ
РОСПИСЬ. ИСТОКИ.
Живописное
село Петриковка на Днепропетровщине славится народными мастерами декоративной
росписи. Искусство рисования имеет здесь глубокие корни.
В XVIII ст. на эти земли пришли запорожские поселенцы. Они начали строить
светлые саманные и глиняные дома, побеленные мелом, украшенные цветной
глиной.
Декоративная роспись на Приднепровье, как и везде на Украине, возникла
прежде всего как искусство росписи дома. Однако на Приднепровье ему свойствена
особая неповторимость, самобытность, В его основе лежит образное, поэтическое
осмысление родной природы, красоты украинской земли. Недаром полевые цветы
и ветки калины стали основными мотивами декоративной росписи Приднепровья.
В ней легко узнаются мальва и пион, гвоздика и георгина, астра и горошек,
даже придорожный чертополох — вероятный прообраз знаменитейшей петрикиковского
«лучка».
Первой формой росписи на Приднепровье было настенное рисование. Про его
своеобразность дает представление ряд акварельных копий, выполненных художницей
Е. К. Эвенбах в 1911 и 1913 гг. по заказу академика Д. И. Яворницького.
Стенопись была распространена и в интерьере (прежде всего роспись камина,
печи), и в экстерьере (дом, овин, погреб), которое образовывало единый
декоративный ансамбль усадьбы.
Выполнялась роспись тонкой кистью, комышинкой, веточкой, кончиками пальцев
по грунтованной стене. Сначала использовались растительные и минеральные
красители. Позднее, когда роспись перешела на бумагу, их заменили анилиновые
краски на яичной основе.
Колорит росписи строится преимущественно на градациях трех цветов: красного,
желтого (желто-зеленого) и синего. Сдержанность декоративного начала и
в то же время цветистое разнообразие цветочных формы определяет стилистическую
систему приднепровской росписи.
Тем не менее можно обнаружить и стилистические особенности росписи в отдельных
селах. Так, в селе Мишурин Рог, где более распространена роспись по дереву,
гамма более суровая.
В селах, расположенных возле речки Самары,— Спасском, Васильевке,— рисунок
крупный, с ясно выявленным тройным цветком. Роспись Петриковки и близких
к ней Могилева и в определенной степени Шульговки отмечается особой конкретностью
и разнообразием декоративных мотивов, свидетельствует о наличии постоянной
художественной традиции.
Дальнейшим этапом приднепровской росписи постоянная широко известная «мальовка»
— роспись на бумаге. В ней, как и в декоративной стенописи, ясно выступает
традиционная особенность — образное осмысление родной природы и ее декоративная
интерпретация.
Репродукции древнейших образцов декоративной росписи Приднепровья, представленные
на сайте, экспонировались на первой ретроспективной выставке «Петриковськая
роспись. Истоки и современность», раскрывают богатство и глубину той художественной
традиции, на основе которой сложилась своеобразность Петриковки — выдающегося
центра художественной росписи Украины. |