Мастера
петриковской росписи. Часть 2.
О.Пилипенко и Н. Тимошенко пишут большей частью традиционные букеты фантастических
цветов и малевки - фризы, наличника и отдельные веточки с цветами для архитектурного
декора, который заменяет собою настенная роспись. В них преобладают контрастные
цветные восстановления. Пишут они анилиновыми красками, разбавленными на яичном
белке. Г.Глущенко и Г.Исаева - художницы, так сказать, переходного типа .
Они не учились в школе Паты, но работали вместе с ней. Глущенко выполняла
заказы для эскизов архитектурного оформления, написала много декоративных
панно, вырезала вирезки из бумаги. Работает она преимущественно гуашью, применяя
красный и зеленый фоны. Исаева хорошо владеет четким рисунком и рисует большей
частью традиционные букеты, отдельные элементы которых использует для подлаковой
росписи на сувенирных изделиях.
В связи с подготовкой к первой республиканской выставке украинского народного
искусства в Киев были приглашенные народные мастера из всей Украины. Из Петриковки
в Киев в 1935 году приехали Т.Пата, Н.Билокинь, В.Вовка, Г.Павленко, Г.Исаева.
Здесь были открыты экспериментальные мастерские при Киевском государственном
музее украинского искусства, где рядом с народными мастерами работали и художники-проффесионали,
среди которых были живописец и график М.Рокицький, керамисты П.Иванченко,
О.Грядунова и много других. Творческое содружество художников-профессионалов
и народных мастеров была полезной, так как положила начало сближению народного
декоративного искусства с художественной промышленностью, обогатила петриковскую
роспись приемами профессиональной станковой книжной графики. В оформлении
книжек и открыток принимали участие Т.Пата, Н.Билокинь и некоторые другие
мастера.
/На Первой выставке украинского народного искусства в Киеве и Москве, которая
состоялась в 1936 году, рисунки петриковских мастеров пользовались большим
успехом Несколько участниц выставки были награждены дипломами І степени (О.Пилипенко,
Г.Исаева), а Т.Пате и Н.Билокинь, кроме того, были присужденны почетные звания
мастеров народного творчества. Важную роль сыграла открытая в 1936 году в
Петриковке школа декоративного рисования, которая начало готовить художников-исполнителей
и инструкторов для работы в разных областях художественной промышленности.
Композицию орнамента преподавала в школе Т.Пата, а со временем и ее дочь Векла
Кучеренко. Школа существовала с 1936 по 1941 год и сделала четыре выпуска:
первый был с двухлетним обучением, а три последние - с трехлетний. Из Петриковськой
школы декоративного искусства вышло целое поколение учеников Т.Паты, в том
числе и известные мастера: Марфа Тимченко, Евдокия Клюпа, Галина Прудникова,
Векла Кучеренко, Иван Завгородний, Мария Шишацька, Вера Клименко-Жукова, Нина
Шулик, Василий Соколенко, Федор Ланко и Зоя Кудиш .
Назад В
начало раздела Главная
Вперед