Украинское народное творчество

Петриковская роспись

        Мастера петриковской росписи. Часть 3.

Под влиянием этой школы формировалось творчество Полины Глущенко и сестер Веры и Галины Павленко-Черниченко. Упомянутые выше ученики Паты принадлежат к среднему поколению петриковских мастеров. Среди них надо прежде всего отметить М.Тимченко, В.Клименко-Жукову и сестер В.Павленко и Г.Павленко-Черниченко,
В. Клименко Цветок-ягода 1954 г. М. Тимченко Цветы 1950 г.М. Тимченко, И. Скицюк Шкатулка 1956 г.М. Тимченко, И. Скицюк Коробочка 1950 г.
творчество которых связанная с работой на Киевском экспериментальном кєрамико-художественном заводе. Расписанные ими фарфоровые изделия (декоративные вазы и разнообразные сервизы) давно известные далеко за пределами нашей Отчизны и пользуются успехом на международных выставках и ярмарках. Произведения петриковских мастеров, которые работают в области росписи по фарфору, имеют специфические черты петриковского орнамента, тем не менее различаются колоритом и манерой выполнения, своими мотивами и композиционными приемами. На юбилейных выставках, кроме расписанных ими фарфоровых изделий, экспонировалось много образцов станковой народной графики - тематических панно, букетов, декоративных росписей на бумаге.

Выдающимся колористом была В.Клименко-Жукова которая в своих росписях применяла преимущественно традиционные растительные мотивы, творчески их перерабатывая. С тонким вкусом пишет букеты традиционных цветов -"кучерявок", "гвоздик" - Г.Павленко-Черниченко. В.Павленко в своих декоративных росписях любит рисовать традиционные фигуры украинских девчат, изображенных в профиль, что рвут ягоды или цветы, У нее преобладают контрастные цветные соединения. Г.Тимченко удачно объединяет цветочный орнамент с изображением фантастических ирреальных птиц. Надо отметить, что достижение этих мастериц (в особенности интересные цветные поиски) имели незаурядное влияние на творчество их петриковских земляков. Замечательная рисовальщица 3.Кудиш первая задумалась над тем, чтобы в своеобразных декоративных рисунках раскрыть содержание народных басен Л.Глибова. В ее трактовке птиц и зверей существует органическая связь с цветочным орнаментом, который создает определенное стилистическое единство. Декоративно-плоскостное построение композиции, насыщенная цветная гамма и виртуозное выполнение рисунков тоненькой кисточкой - традиции народной декоративной росписи оказывали содействие появлению новых черт в искусстве книжной графики.

В 1965 году издательство детской литературы "Радуга" выпустило в мир детский календарь на 1966 год "Двенадцать месяцев", в котором были и иллюстрации 3.Кудиш к четырем басням Л.Глибова. Рисунки 3.Кудиш оказали влияние как на творчество его ровесников, так и на молодежь - третье поколение мастеров, которые работало на фабрике художественных изделий "Дружба" и как надомники в системе художественного фонда УССР. Говоря о творчестве среднего поколения петриковцев, надо заметить, что они плодотворно работали в книжной графике. Обложки и суперобложки, заставки для альбомов, книжек и комплектов открыток оформляли В. Клименко-Жукова, сестры В.Павленко и Г.Павленко-Черниченко и В.Соколенко. В области политического плаката успешно работали . Глущенко, М.Тимченко, 3.Кудиш, В.Соколенко и Ф. Панко. Издательство "Искусство" неоднократно выпускало в мир печатные панно и комплекты открыток с петриковским орнаментом. Новым вкладом в сокровищницу украинского советского декоративного искусства, бесспорно, является достижения петриковских мастеров в области подлаковой росписи.

Еще со второй половины 1930-х годов народные мастера из Петриковки начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, которые использовались как пудреницы. Росписи делали непосредственно по дереву, без всякой грунтовки, и потому они были очень непрочные. После Великой Отечественной войны такие росписи возродились на новой технической основе - это была уже подлаковая роспись на черном и цветном фоне, основанная также на традиционном петриковском цветочном орнаменте (такие росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе). Первыми в этом деле были Марфа Тимченко и Иван Скицюк которые начало расписывать деревянные шкатулки и тарелки с изображениями цветов и птиц. В 1958 году в Петриковке при артели вышивальщиц "Вильна крестьянка" (в более поздние года фабрика художественных изделий "Дружба") открылся цех подлаковой росписи.

К работе на промысле сразу подключились выпускники Школы декоративного рисования, которое существовало в общине в 1936-1941 годах, чье творчество представленная роботами Федора Панка, Василия Соколенко, Ивана Завгороднього, Евдоки Клюпи, Александры Пикуш, Галины Прудниковой, Мари Шишацькой, Надежды Шулик
Е. Клюпа Пудреница 1960 О Пикуш Пудреница 1960 г.Ф. Панко Декоративная роспись 1970 г.В.Ф. Панко Синяя птица 1989 г.Ф.С. Панко Хозяин сельского двора 1981 г.
Усвоенные ими формальные достижения Татьяны Паты, которая преподавала в Школе, в объединении с специфическими приемами, которые возникли в процессе овладения техники подлаковой росписи и определенными стилистическими влияниями "киевской группы" петриковчанок (Марфы Тимченко, Веры и Анны Павленко, Веры Клименко, Пелагея Глущенко), обусловили общий характер нового петриковского рисования.

Назад     В начало раздела     Главная      Вперед

Украинская декоративная роспись
Используются технологии uCoz