Украинское народное творчество

Петриковская роспись

        Мастера петриковской росписи. Часть 1.

К старшему поколению петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина Пилипенко, ее сверстница Надежда Билокинь, Полина Глущенко, и кое-что из более молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко.
Украина Петриковская роспись Т. Пата Птицы в цветах 1949 г. Украина Петриковская роспись т. Пата Кукушка на калине 1960 г.Украина Петриковская роспись Н. Билокинь Свадебный поезд 1978 г.
Все они сформировались как творческие личности на протяжении первой трети столетия, в пору развития местного рисования как изобразительного фольклора, когда рисовали пышные цветистые "цветки" на грунте стены (рисованные печи), а позже - на бумаге (малевки - фрагменты росписи печей, полотенца, наличника), были неотъемлемой частью общего декора традиционного жилья. Целостное фольклорное мироощущение, представленное сквозь призму собственной индивидуальности мастера, - характерная фундаментальная художественная черта этого поколения.

Общей чертой творчества мастериц этого поколения является непосредственность, искренность, обостренное ощущение декоративности. Они строят свои композиции на одновременном контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют традиционной техникой росписи яичной темперой. Для композиционных схем их произведений характерная некоторая статичность, уравновешенность всех элементов, ритмическое повторение цветов. Тем не менее, их сюжеты не одинаковые, и несут в себе черты неповторимой индивидуальности. Одна из старейших петриковских мастериц декоративной росписи - Татьяна Пата. ее техника чрезвычайно разнообразная. Художница объединяет широкий сочный мазок с легкими, прерывчатыми, выцарапывает щепочкой тоненькие прожилки в середине листочка, кистью из кошачьей шерсти выписывает ее краешки, лозинкой выбирает лепестки цветов, пальцем обрисовывает прозрачные округлые ягоды.

В особенности плодотворной и интенсивной было творчество Татьяны Паты в 1930-е годы, ее многочисленные букеты никогда не повторяют ни предшествующей композиционной схемы, ни художественных орнаментальных мотивов.

/В 1940-х, 1950-х и в начале 1960-х лет среди любимых орнаментальных композиций художницы появляются новые мотивы: теперь она с готовностью изображает птиц - как фантастических ("Птицы в цветах"),
Т. Пата Птицы в цветах 1949 г.
так и реальных ("Кукушка на калине")
Т. Пата Кукушка на калине 1960 г.
Произведения Паты обозначены чрезвычайной жизнерадостностью, мажорным восприятием цвета, ее росписи будто насквозь пронизанные горячим солнечным лучом. Сильные контрастные соединения цветов (красного разных оттенков, синего и желто-зеленого) не разрушают общей целостности и одноплановости плоскостного, декоративного трактовки букета. В нем ничто не теряется, все уравновешенно и ритмически согласованно, хотя в композиции отсутствующая сухая зеркальная симметрия. Чрезвычайно находчивая Пата в передаче материальности листочков, лепестков и цветов. С тонкой наблюдательностью любовно воссоздает она наиболее характерные черты каждой веточки, каждой луговой травинки, сохраняя одновременно принцип обобщенности и типизаци. Все изображенное трактуется мастерицей однопланово, плоскостно, отдельные элементы композиции - ягодки и листья - не закрывают друг друга, а ритмически располагаются на бумаге в наивыгоднейшем для показе своей формы положении. Поэтому и одинаковые мотивы композиции у Паты не кажутся однообразными, сухими и скучными. "Они, - говорит сама Татьяна Якимовна, -и все одинаковые, и все разные".

В композициях этих лет мы ярко видим "живописность" художественного мышления, тонкий лиризм и виртуозную манеру цветочного рисования Татьяны Паты. Изобразительный момент, заметный еще в первых произведениях начала XX столетия, в этот период достиг своего апогея, превратил традиционный "букет" с птицей в калиновую рощу, где кует седая кукушка, или на райские кусты, где гордятся фантастические павлины. Художественная образность рисования Паты тесно связанная с народной песенностью, тем не менее это не прямые иллюстрации, а, скорее, многоплановые ассоциации. Огромный диапазон ее технических приемов поражает.

Очень своеобразным мастером является Н.Билоконь
Н. Билокинь Георгины в вазоне 1961 г. Н. Билокинь Свадебный поезд 1978 г.
/Для ее творчества характерные традиционные цветочные мотивы: "лучка", "георгины", "кучерявки" и.т.п.. Наблюдая окружающий растительный мир, она создает новые формы, подчеркивая определенные черты изображенного растения. Рядом с орнаментальными растительными рисунками известные жанровые композиции Билокинь. Все они отмечаются динамичностью и яркой колоритностью рисунка.

Творчество Надежды Билокинь - это декоративная стихия традиционной Петриковки, одна и та же "любовь к цветистой расцветке украинки-крестьянки", упомянутая искусствоведом Евгенией Вирчснко еще в конце 1920-х лет. Мастерица из детства работала исключительно в русле малевки, которую воображала, прежде всего, частью общего ансамбля традиционных домашних украшений. Отсюда органическая родственность ее произведений с местными вырезками и вышивками. Стремление Билокинь к интерьерной целесообразности созданного для городских заказчиков рисования 1960-1970-х лет обусловило появление композиций нового типа - больших произведений репрезентативного характера, в которых часто объединялись несколько типичных композиционных схем, обогащенных великим множеством новых, иногда непривычных, элементов и деталей. Они, будто мозаика, созданная сильными, удивительно подвижными мазками, плотно укрывают весь бумажный лист густым контрастным анилиновым узором, ограниченным берегами "коврика" или гирляндами "вензеля", что придает роботам определенной "музейной картинности". Несмотря на будто тяжеловатую обстоятельность поздних произведений мастерицы, вообще они лишены перегруженности и пестроты благодаря тонкой композиционной и колористичной организации, гармонии основного и второстепенного. Приподнятая оптимистичность и мягкий юмор, который определяют характер художественных образов, присущие всем направлениям рисования "поздней" Билокинь и представленные цветами, птицами в цветах, жанровыми композициями, изобретательницей которых в петриковской общине она была.

Спокойная, величественная уравновешенность цветочного рисования Арины Пилипенко больше всего отвечает эстетике традиционной стенописи. Вероятно, это древнейшая линия развития петриковской малевки. Статичность четких, подчеркнуто симметричных композиционных построений, монументальная обобщенность форм, контрастное противопоставление массивных, целиком "залитых" цветом растительных элементов и белого фона, - все это предоставляет какой-то геральдической значимости "ветвям", "ветвям-вазонам", "венчикам" работы Пилипенко. Впрочем она могла рисовать совсем по-иному, приближаясь за стилистикой к мастерицам круга Татьяны Паты, что удостоверяют малевки 1920-х лет из коллекции Государственного музея украинского народного декоративного искусства.

Назад     В начало раздела     Главная      Вперед

Украинская декоративная роспись
Используются технологии uCoz