Петриковская роспись - визитная карточка Украины
Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом
вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать
стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из
кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами.
Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать
красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь
сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство.
О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата
оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Федор Панко,
народный художник: "Хлопці ж козаки були, вони привозили гарних молодиць з
далеких регіонів. А там звичаї інші були. И молодиця не мала поняття, як на
стіні малювати. А мати стара - хата осталась не розмальованою. Ну, сусіди
глянули - всі одвернулись, ніхто не вітається. А колись не привітатися було
велике горе. Тому кожна мама, щоб до її дочок віталися, вчила всіх жіночих
робіт".
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря
им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов
двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и народное искусство словно
померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с ней - желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель Александр
Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю петриковскую "чепурушку"
Татьяну Пата. А после войны один из учеников этой школы - Федор Панко - решил
целиком посвятить себя народному искусству. Его стараниями в селе создано
творческое объединение "Петриковка" и экспериментальный цех, в котором сейчас
работают более 40 народных мастеров.
Немало заморских украинцев проливали слезы перед картиной, посвященной
100-летию эмиграции в Канаду. Журавль, "кличущий" с земли улетающих собратьев,
ассоциировался для них с зовом родины.
Обновление современной общественной жизни в Украине требует
формирования национально сознательных граждан. Особое значение приобретают
культура, искусство, собственное все то, что духовно возвеличивает человека.
В этих условиях следует задуматься, может ли существовать культура без национального
корня, без генетической памяти, без приобретенного в веках духовного наследства.
Во все времена в Украине традиционная народная культура играла роль национальной.
Поэтому сохранение народного творчества как формообразующей основы этнокультуры
- одно из основных задач современных украинцев.
Нынешний период развития декоративно-прикладного искусства Украины является значащим в плане утверждения его социально-культурного потенциала. Творчески наследуя традиции, художники привлекаются к общему руслу развития современной культуры. Об эволюции народной росписи рассказывают разнообразные современные выставки произведений народных мастеров Днепропетровщины, Ивано-Франковщины, Киевщины, Львовщины, Полтавщины, Черкасщины, Харьковщины, Хмельнитчины, Херсонщины и многих других, которые не только унаследовали лучшие художественные традиции, а и обогатили этот вид искусства новой тематикой, современными орнаментальными мотивами, изысканной палитрой красок.
В начало раздела
Главная
Вперед